Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max

Урок по созданию и настройке дневного света в VRay для 3ds max

В уроке будут показаны основы создания и настройки дневного освещения в V-Ray с использованием VRaySun и системы дневного света 3ds max, позволяющей точно настроить дату, время суток и месторасположение сцены на карте мира.

Мы начнём урок с создания освещения сцены солнцем VRaySun, помещённым в систему дневного света 3ds max — Daylight System, после чего можно будет очень точно настроить время и место действия.

1. Переключитесь на вид сверху (Top) и перейдите в меню Create > Systems > Daylight System. Теперь кликните в центре сцены и потяните мышью источник дневного света.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


2. Сейчас нужно изменить настройки дневного света 3ds max на использование солнца VRaySun, которое будет освещать нашу сцену. Выделите источник дневного света Daylight01 и в панели Modify из раскрывающегося списка Sunlight выберите VRaySun. Примите запрос на автоматическое добавление карты окружения VRaySky, имитирующей небо. Поскольку мы будем использовать карту окружения VRaySky, нам также потребуется отключить имитацию света от неба Skylight. Выберите из раскрывающегося меню Skylight вариант No Skylight.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


3. Теперь мы можем использовать Daylight System для точного расположения солнца VRaySun, что мы и сделаем, кликнув по кнопке Setup в панели Modify, после чего настроим время и месторасположение сцены в виртуальной копии нашей планеты. В данном примере я установил время на 15:45, после чего солнце стало светить на небе под низким углом, и общее настроение визуализации стало соответственно этому времени суток (см. рисунок). Если же вы хотите получить яркий полуденный рендер, то установите время на 12:00 (солнце будет находится под углом 90 градусов к сцене).

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


Перед тем как мы перейдём к рендерингу, нам ещё нужно настроить VRaySun и создать камеру VRayPhysicalCamera для получения физически правильной экспозиции.

4. Перейдём в свиток VRaySun системы дневного света в панели Modify и выберем из выпадающего меню модели неба вариант CIE Clear. Данная настройка позволяет использовать несколько пресетов физически правильных моделей неба, которое будет вносить свой вклад в освещение сцены.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


5. Теперь в окне вида сверху (Top) создайте камеру VRayPhysicalCamera и направьте её на объект.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


6. Выделите камеру VRayPhysicalCamera и перейдите в панель Modify, где установите значение параметра Distortion (Искажение) на 0,25. Этим мы немного искривим объектив камеры, подобный же эффект наблюдается и у реальных камер. Затем установим виньетирование (vignetting) на 1.3, сымитировав таким образом эффект, производимый объективом камер, при котором по углам изображения образуются затемнения. Благодаря этому основное внимание глаз будет привлечено к центру изображения. Не стоит забывать о важности такого параметра, как баланс белого, поскольку он существенно влияет на общий цветовой тон изображения; при бледно-голубом балансе цвета, изображение выйдет сбалансированным, баланс по тёмно-голубому даст желтизну, в то время как оранжевый будет давать холодные голубые тона. Попробуйте сами протестировать рендер с разным балансом белого, а в конце урока можно будет посмотреть несколько изображений, на которых показан эффект, производимый балансом цвета. Осталось лишь установить чувствительность VRayPhysicalCamera. Чем выше будет значение ISO, тем ярче получится изображение — всё как в жизни. Это значение представляет собой светочувствительность, и в нашем случае мы установим его на 120.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


7. Если сейчас отрендерить сцену, то выглядеть она будет примерно так:

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


8. Давайте быстренько настроим гамму в 3ds max (если вы это до сих пор ещё не сделали), чтобы цвета отображались правильно. Перейдите в меню Customize > Preferences, а затем выберите вкладку Gamma and LUT. Отметьте галочкой Enable Gamma/LUT Correction, введите значение гаммы 2.2, установите Input Gamma на 2.2, а Output Gamma — на 1.0.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


9. Теперь давайте перейдём к настройкам рендеринга. Нажмите клавишу F10, после чего вы увидите перед собой окно для настроек рендера. Переходим на торрент вкладку V-Ray и разрешаем использование встроенного буфера кадров (Frame Buffer). В дальнейшем это позволит нам управлять экспозицией и цветами после того, как уже был выполнен рендеринг (очень экономит время!). Чтобы сэмплинг изображения выполнялся в правильном уровне гаммы, необходимо установить здесь гамму на 2.2 и включить опцию Don't affect colors (adaptation only). Без этого сэмплер изображения будет работать в гамме 1.0 при определении нахождения сэмплов в допустимых пороговых значениях шума, что в итоге приведёт к зашумлённому изображению при его просмотре в гамме 2.2.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


10. Далее переходим на вкладку Indirect Illumination и разрешаем использование GI (Глобальное освещение). Для первичных отскоков света (primary bounces) мы будем использовать Irradiance Map, а для вторичных (secondary bounces) применим Light Cache. Это сочетание методов расчёта глобального освещения позволит получить быстрый и чистый рендер.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


11. Теперь нам предстоит настроить методы расчёта GI, поэтому переходим к разделу с настройками карты освещённости Irradiance map и выбираем там Medium (Среднее) качество. Или же, если у вас допотопный компьютер, можно уровень Low (Низкое) в ущерб качеству. Включите параметр Show calc. phase, это позволит видеть карту освещённости, пока она рассчитывается.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


12. В разделе Light cache установим кол-во Subdivs на 1500 (или, если у вас слабый компьютер, установите Subdivs на 800, но не ниже, если вы заботитесь о качестве). Также включите Show calc. phase, чтобы иметь возможность видеть лайт кэш в процессе его расчёта.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


13. С настройками мы закончили, и теперь можно рендерить сцену. Чтобы иметь возомжность видеть конечный результат при гамма-коррекции, нужно кликнуть по кнопке sRGB в VRay Frame Buffer. Также обратите внимание, что можно включить редактор кривых, кликнув по его значку в нижней части окна VRay Frame Buffer, и настроить цвета по своему вкусу. Не забудьте сохранить изображения в линейном формате, например Open EXR, поскольку это обеспечит правильное отображение изображений при дальнейшей их обработке. Если же вы хотите сохранить изображения в форматах PNG, TIFF или JPG, то следует изменить output-гамму в окне сохранения на 2.2., чтобы деэкспонировать изображение.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


14. Вот финальная визуализация:

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


Несколько вариантов цветового баланса:

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds maxСоздание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds maxСоздание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


Источник: vray.info

Другие материалы:

Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#61 добавил DDT

26 марта 2014 02:11 | Комментариев: 1288
Видимо, все добрые люди очень заняты, ну тогда я попробую ответить =)

1. Смотрел я, смотрел, но бледноты на рендеринге не увидел. Может, имелась в виду бледнота на сохраненной картинке? С моей т.з., во врейм буффере цвета корректные.

2. А вот тут просто: контролировать степень между зеркальностью отражений и их прозрачностью можно при помощи параметра Fresnel IOR. По дефолту он залочен, разлочь и введи 2,0 или больше -- отражения соответственно станут более выраженными. И да, лучше добавь HDRI для отражения облаков. Можешь просто засунуть её в VRayHDRI, а её саму положи в Environment Map (8).

Кстати, в материале стекла поставь ещё галочку Affect Shadows в Refraction, и Reflect on back side в свитке Options. И цвет Diffuse - чёрный.
Здесь с 24.03.2014
3 комментария
Откуда: Москва
Репутация: 0

#62 добавил Олялёля

26 марта 2014 16:58 | Комментариев: 3
Спасибо огромное!
С цветами разобралась с помощью урока про Color mapping, перевела на Reinhard. Правда, думаю, можт у меня настройки монитора плохие, но пока так оставлю. Насчёт окон попробую сегодня =)
Здесь с 25.02.2014
24 комментария
Репутация: 0

  

#63 добавил serg ddd

28 марта 2014 12:34 | Комментариев: 24
УВАЖАЕМЫЙ DDT! У МЕНЯ ПРИ РЕНДЕРИНГЕ СЦЕНЫ (ЛЮБОЙ!) ГДЕ ИМЕЕТСЯ ЭТО СОЛНЦЕ ВИРЕЕВСКОЕ ПРОИСХОДИТ ВЫЛЕТ 3Д МАКСА (ПРОБОВАЛ СТАВИТЬ РАЗНЫЕ МАКСЫ С ОФ САЙТА ОТ 8, 10, ЩАС СТОИТ 13 ) ИЗ-ЗА ЧЕГО ЭТО МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ?
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#64 добавил DDT

29 марта 2014 01:21 | Комментариев: 1288
А какая разрядность 3ds Max и сколько оперативной памяти? На 64 бит я такого точно не встречал.
Здесь с 25.02.2014
24 комментария
Репутация: 0

  

#65 добавил serg ddd

29 марта 2014 16:22 | Комментариев: 24
макс 32 бит 4 гига памяти
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#66 добавил DDT

29 марта 2014 16:49 | Комментариев: 1288
Ну очевидно же, что счастье наступит только с версией на 64 бит. Придётся ставить и 64 битную винду заодно.
Здесь с 24.03.2014
3 комментария
Откуда: Москва
Репутация: 0

#67 добавил Олялёля

30 марта 2014 16:23 | Комментариев: 3
Всё получилось! Мне кажется, неплохо было бы дополнить урок информацией про отражения с помощью hdri )
Ещё раз благодарю! DDT, вы молодец
Здесь с 30.10.2015
1 комментарий
Репутация: 0

#68 добавил Aida

30 октября 2015 09:24 | Комментариев: 1
Здравствуйте! Дело в том что я смоделировала остановку а там Vray light вообще не видно( что нужно делать? Не подскажете?

Такая же проблема и в сцене с рекламной установкой там VRay LightMtl черный...
Здесь с 6.11.2016
1 комментарий
Откуда: Кременчук
Репутация: 0

#69 добавил olena-volyanska

6 ноября 2016 21:41 | Комментариев: 1
Добрый вечер. Спасибо за урок.
Я новичок, поэтому у меня рендер не получился.
https://yadi.sk/i/srr9vhR0yBGUg
Но вопрос в другом: ведь мало задать координаты моего дома, нужно ещё спозиционировать его (я про азимут). А во вкладке стоят цифры азимута и высоты и никак их не изменить.
Делаю свою комнату, поэтому и без этой опции знаю в котором часу как расположено солнце. Просто было интересно попробовать - как Макс поставит солнце на место.
Если подскажете - буду благодарна.