Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max

Урок по созданию и настройке дневного света в VRay для 3ds max

В уроке будут показаны основы создания и настройки дневного освещения в V-Ray с использованием VRaySun и системы дневного света 3ds max, позволяющей точно настроить дату, время суток и месторасположение сцены на карте мира.

Мы начнём урок с создания освещения сцены солнцем VRaySun, помещённым в систему дневного света 3ds max — Daylight System, после чего можно будет очень точно настроить время и место действия.

1. Переключитесь на вид сверху (Top) и перейдите в меню Create > Systems > Daylight System. Теперь кликните в центре сцены и потяните мышью источник дневного света.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


2. Сейчас нужно изменить настройки дневного света 3ds max на использование солнца VRaySun, которое будет освещать нашу сцену. Выделите источник дневного света Daylight01 и в панели Modify из раскрывающегося списка Sunlight выберите VRaySun. Примите запрос на автоматическое добавление карты окружения VRaySky, имитирующей небо. Поскольку мы будем использовать карту окружения VRaySky, нам также потребуется отключить имитацию света от неба Skylight. Выберите из раскрывающегося меню Skylight вариант No Skylight.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


3. Теперь мы можем использовать Daylight System для точного расположения солнца VRaySun, что мы и сделаем, кликнув по кнопке Setup в панели Modify, после чего настроим время и месторасположение сцены в виртуальной копии нашей планеты. В данном примере я установил время на 15:45, после чего солнце стало светить на небе под низким углом, и общее настроение визуализации стало соответственно этому времени суток (см. рисунок). Если же вы хотите получить яркий полуденный рендер, то установите время на 12:00 (солнце будет находится под углом 90 градусов к сцене).

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


Перед тем как мы перейдём к рендерингу, нам ещё нужно настроить VRaySun и создать камеру VRayPhysicalCamera для получения физически правильной экспозиции.

4. Перейдём в свиток VRaySun системы дневного света в панели Modify и выберем из выпадающего меню модели неба вариант CIE Clear. Данная настройка позволяет использовать несколько пресетов физически правильных моделей неба, которое будет вносить свой вклад в освещение сцены.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


5. Теперь в окне вида сверху (Top) создайте камеру VRayPhysicalCamera и направьте её на объект.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


6. Выделите камеру VRayPhysicalCamera и перейдите в панель Modify, где установите значение параметра Distortion (Искажение) на 0,25. Этим мы немного искривим объектив камеры, подобный же эффект наблюдается и у реальных камер. Затем установим виньетирование (vignetting) на 1.3, сымитировав таким образом эффект, производимый объективом камер, при котором по углам изображения образуются затемнения. Благодаря этому основное внимание глаз будет привлечено к центру изображения. Не стоит забывать о важности такого параметра, как баланс белого, поскольку он существенно влияет на общий цветовой тон изображения; при бледно-голубом балансе цвета, изображение выйдет сбалансированным, баланс по тёмно-голубому даст желтизну, в то время как оранжевый будет давать холодные голубые тона. Попробуйте сами протестировать рендер с разным балансом белого, а в конце урока можно будет посмотреть несколько изображений, на которых показан эффект, производимый балансом цвета. Осталось лишь установить чувствительность VRayPhysicalCamera. Чем выше будет значение ISO, тем ярче получится изображение — всё как в жизни. Это значение представляет собой светочувствительность, и в нашем случае мы установим его на 120.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


7. Если сейчас отрендерить сцену, то выглядеть она будет примерно так:

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


8. Давайте быстренько настроим гамму в 3ds max (если вы это до сих пор ещё не сделали), чтобы цвета отображались правильно. Перейдите в меню Customize > Preferences, а затем выберите вкладку Gamma and LUT. Отметьте галочкой Enable Gamma/LUT Correction, введите значение гаммы 2.2, установите Input Gamma на 2.2, а Output Gamma — на 1.0.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


9. Теперь давайте перейдём к настройкам рендеринга. Нажмите клавишу F10, после чего вы увидите перед собой окно для настроек рендера. Переходим на торрент вкладку V-Ray и разрешаем использование встроенного буфера кадров (Frame Buffer). В дальнейшем это позволит нам управлять экспозицией и цветами после того, как уже был выполнен рендеринг (очень экономит время!). Чтобы сэмплинг изображения выполнялся в правильном уровне гаммы, необходимо установить здесь гамму на 2.2 и включить опцию Don't affect colors (adaptation only). Без этого сэмплер изображения будет работать в гамме 1.0 при определении нахождения сэмплов в допустимых пороговых значениях шума, что в итоге приведёт к зашумлённому изображению при его просмотре в гамме 2.2.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


10. Далее переходим на вкладку Indirect Illumination и разрешаем использование GI (Глобальное освещение). Для первичных отскоков света (primary bounces) мы будем использовать Irradiance Map, а для вторичных (secondary bounces) применим Light Cache. Это сочетание методов расчёта глобального освещения позволит получить быстрый и чистый рендер.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


11. Теперь нам предстоит настроить методы расчёта GI, поэтому переходим к разделу с настройками карты освещённости Irradiance map и выбираем там Medium (Среднее) качество. Или же, если у вас допотопный компьютер, можно уровень Low (Низкое) в ущерб качеству. Включите параметр Show calc. phase, это позволит видеть карту освещённости, пока она рассчитывается.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


12. В разделе Light cache установим кол-во Subdivs на 1500 (или, если у вас слабый компьютер, установите Subdivs на 800, но не ниже, если вы заботитесь о качестве). Также включите Show calc. phase, чтобы иметь возможность видеть лайт кэш в процессе его расчёта.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


13. С настройками мы закончили, и теперь можно рендерить сцену. Чтобы иметь возомжность видеть конечный результат при гамма-коррекции, нужно кликнуть по кнопке sRGB в VRay Frame Buffer. Также обратите внимание, что можно включить редактор кривых, кликнув по его значку в нижней части окна VRay Frame Buffer, и настроить цвета по своему вкусу. Не забудьте сохранить изображения в линейном формате, например Open EXR, поскольку это обеспечит правильное отображение изображений при дальнейшей их обработке. Если же вы хотите сохранить изображения в форматах PNG, TIFF или JPG, то следует изменить output-гамму в окне сохранения на 2.2., чтобы деэкспонировать изображение.

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


14. Вот финальная визуализация:

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


Несколько вариантов цветового баланса:

Создание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds maxСоздание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds maxСоздание и настройка дневного освещения в VRay + 3ds max


Источник: vray.info

Другие материалы:

Здесь с 23.08.2011
30 комментариев
Репутация: 0

   

#1 добавил harry

30 августа 2011 19:29 | Комментариев: 30
у меня вопрос: V-ray не показывает материалы типа Multi/Sub-Object. Почему?
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#2 добавил DDT

30 августа 2011 19:50 | Комментариев: 1288
У меня такого никогда не случалось. Попробуйте поставить V-Ray версией выше, чем сейчас.
Здесь с 14.10.2011
4 комментария
Репутация: 0

#3 добавил elcroziya

14 октября 2011 18:14 | Комментариев: 4
а не подскажите что такое может быть...в окне проекции все отображается серым и при рендеринге видны и нормальные цвета и текстура, а потом все становится серым как будто в тени...хотя в промежуточном рендеринге все ок....а в итоге картинка как в окне проекции...что делать не пойму..(
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#4 добавил DDT

14 октября 2011 19:34 | Комментариев: 1288
Скриншоты покажите.
Здесь с 14.10.2011
4 комментария
Репутация: 0

#5 добавил elcroziya

14 октября 2011 21:16 | Комментариев: 4
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#6 добавил DDT

15 октября 2011 09:41 | Комментариев: 1288
Дайте-ка саму сцену ещё.
Здесь с 14.10.2011
4 комментария
Репутация: 0

#7 добавил elcroziya

15 октября 2011 10:04 | Комментариев: 4
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#8 добавил DDT

15 октября 2011 12:43 | Комментариев: 1288
Старайтесь избегать булевых операций при моделировании. У вас практически всё здание построено на них, лучше пользуйтесь классической техникой моделирования полигонами. Если же по-другому никак не получается, то пользуйтесь хотя бы ProBoolean, он есть в максе и с ним гораздо меньше проблем.

Теперь об освещении. Сразу рендерилось так же, как и у вас -- всё было тёмным. Сбросил VRay на дефолтные установки, выбрав в окне Render Setup другой рендерер, а затем снова VRay, а также удалил вашу систему дневного света, пересоздал заново. Под зданием необходимо разместить землю, чтобы свет от нее отражался, освещая затем дом отраженным светом, т.е. я добавил плоскость для теста. У вас еще почему-то не был включен V-Ray Frame Buffer (окошко, куда рендерится картинка), обязательно включите. Сбавил силу света от солнца до 0,1. И всё стало гораздо лучше smile Правда, я тут убрал источники света в самом доме, чтобы не мешали.


И ещё.. Пользуйтесь вреевскими материалами, а не стандартными, будет быстрее и правильнее рендериться. Вот сцена в 3ds Max 2012 с VRay 2.1 SP1

Удачи!
Здесь с 14.10.2011
4 комментария
Репутация: 0

#9 добавил elcroziya

15 октября 2011 13:22 | Комментариев: 4
огромное вам спасибо....а то я уже отчаялась.....да я только осваиваю макс...вот как говорится как могла так и делала..))
Здесь с 21.11.2011
3 комментария
Репутация: 0

#10 добавил Yuriros

21 ноября 2011 00:11 | Комментариев: 3
а можно же этот способ освещения совмещать с искусственным освещением? подскажите пожалуйста, как это правильно сделать?
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#11 добавил DDT

21 ноября 2011 14:33 | Комментариев: 1288
Можно, конечно. Но дневное освещение в связке с искусственным имеет смысл использовать разве что в интерьерных сценах. Сразу ставите внешний свет, который будет проникать внутрь помещения, а уже затем, отталкиваясь от получившейся картинки, регулируете силу света искусственных источников света. Надо будет еще настроить экспозицию под интерьер (клавиша 8, свиток Exposure Control), выбрав там VRay Exposure Control. Иначе за окном будет ядерная зима, а в комнате темно.
Здесь с 21.11.2011
3 комментария
Репутация: 0

#12 добавил Yuriros

23 ноября 2011 19:22 | Комментариев: 3
ну почти, у меня экстерьер, но под навесом темно, нужен свет
просто у меня проблема в том, что при рендере искусственного освещения как будто нет
хотя свет есть и он включён
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#13 добавил DDT

24 ноября 2011 09:52 | Комментариев: 1288
Ну поставьте под навесом прямоугольный VRayLight с высоким значением Multiplier в качестве подсветки. Его можно расположить на уровне земли, направив вверх, или под потолком, направив вниз.
Здесь с 21.11.2011
3 комментария
Репутация: 0

#14 добавил Yuriros

24 ноября 2011 20:04 | Комментариев: 3
ставила
и от значения Multiplier почему то ничего не меняется, разницы нет даж между 30 и 130 например
в общем исскуственное освещение у меня яро отказывается что либо освещать(
Здесь с 27.11.2011
12 комментариев
Репутация: 0

#15 добавил JVMaker

27 ноября 2011 22:23 | Комментариев: 12
не могу понять, а как настроить небо, у меня вот такая фигня выходит результат рендера и вот еще вопрос, как сделать что бы стекла здесь стали прозрачными, материал вроде настроил, в сцене они прозрачны а при рендери получаются черные
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#16 добавил DDT

27 ноября 2011 23:42 | Комментариев: 1288
В настройках VRaySun выберите другую модель неба -- CIE Clear. Небо сразу станет светлее и радостнее. Еще можно перетащить карту VRaySky в редактор материалов из Environment и вручную сделать с ней всё, что позволяет фантазия. Чтобы в результате не выходила фигня, используйте только вреевскую камеру и его Frame Buffer, отключив в настройках рендера стандартный максовский буфер окна рендера (галочка Rendered Frame Window на вкладке Common должна быть снята).

А что там со стеклами, я вам смогу сказатЬ, если выложите сценку. Гляну как будет время.
Здесь с 27.11.2011
12 комментариев
Репутация: 0

#17 добавил JVMaker

28 ноября 2011 06:33 | Комментариев: 12
CIE Clear у меня стояло в настройках, камера тоже виреевская была вот сцена и так от себя, если по моделированию куча уроков, то по освещению в большинстве случаев только указаны настройки а что к чему неясно, а сайт прикольный laughing
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#18 добавил DDT

28 ноября 2011 17:19 | Комментариев: 1288
У вас там почему-то было аж 2 системы дневного света. Сила света солнца по умолчанию слишком велика, лучше её уменьшать + настраивать освещённость при помощи параметров физ. камеры. Основных параметров, как и в реальной камере, там 3: f-number, shutter speed и ISO. Поищите в инете табличку с отношением этих параметров друг к другу для реальных фотоаппаратов и камер, очень пригодится.

А что насчет черного стекла, то в Reflect стоял черный цвет, а любое стекло должно отражать, в FOG Color тоже надо было белый цвет установить. В общем, если надо, чтобы линзы преломляли свет как-то по-другому, исправите IOR на какой нужно сами, вот сцена.


Я сам когда забываю, зачем нужен какой-то параметр, лезу читать мануал по Vray, но он на английском. Должны быть где-то и переводы, поищите, если вам нужно.
Здесь с 27.11.2011
12 комментариев
Репутация: 0

#19 добавил JVMaker

28 ноября 2011 20:05 | Комментариев: 12
о, огромное спасибо,буду мануал искать, а как там значится сила света солнца, имею в виду название параметра
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#20 добавил DDT

29 ноября 2011 12:14 | Комментариев: 1288
Multiplier
Здесь с 24.01.2012
2 комментария
Репутация: 0

#21 добавил eisen

24 января 2012 04:41 | Комментариев: 2
Доброго времени суток.В начале хочу поблагодарить за данный пост.Спасибо за столь полезную информацию.

Но у меня, к сожалению, не получается такой результат.

Не стал заморачиваться - взял Vray-евские плоскость и сферу на ней как сцену ... комп у меня слабый,поэтому и сцена для проверки метода примитивная.

проблема схожа с elcroziya (14 октября 2011 18:14)
но у меня нет булевых операций,V-Ray Frame Buffer включен ... все настроил так же как написано.
Что не так?
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#22 добавил DDT

24 января 2012 17:52 | Комментариев: 1288
Должно быть все так. Специально сделал тестовую сценку с параметрами, как в уроке http://zalil.ru/32569213 (для 2012 макса). Смотрите, разбирайте.
Здесь с 3.02.2012
6 комментариев
Репутация: 0

#23 добавил Macedonich

3 февраля 2012 12:52 | Комментариев: 6
Спасибо за урок, освещение получилось. А как добавить задний фон? Вернее я его добавил и в камерном виде его видно, но при рендеренге он отсутствует. Вот сцена с фоновой картинкой Сцена
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#24 добавил DDT

3 февраля 2012 17:50 | Комментариев: 1288
Macedonich, вы добавили задний фон только в окно проекции, что никак не влияет на появление фоновой картинки на рендеринге. Чтобы она отобразилась на рендере, ее нужно поместить в Environment map (клавиша 8). Но у вас там уже установлена VraySky.. Поэтому я вам рекомендую поступить так, как описано в этом уроке.
Здесь с 7.06.2012
1 комментарий
Репутация: 0

#25 добавил rahmatjons

7 июня 2012 00:54 | Комментариев: 1
Здравствуйте. Я начинающий пользователь 3Ds Max. Я скачал с интернета сцены интерьеров (сам создать пока не умею). У меня почему то не показывает освещение. Комнате очень темно а после рендера очень ярко. У меня 3Ds Max 2012, Vray 2.0 SP1. Помогите пожалуйста решат эту проблему. Файлы если надо будет.
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#26 добавил DDT

8 июня 2012 12:40 | Комментариев: 1288
Сама сценка очень старая, делалась для допотопной версии VRay. Вам нужно поставить физическую камеру VRay, включить Frame Buffer и вообще с нуля настраивать там рендеринг. Вопспользуйтесь этим уроком http://topviewport.com/index.php?newsid=228
Здесь с 9.07.2012
3 комментария
Откуда: Одесса
Репутация: 0

#27 добавил max88

9 июля 2012 12:44 | Комментариев: 3
Почему то при гамме 2.2 отрэндэринная картинка в окне рэндера выглядит нормально а при сохранении в jpg. получается очень темная
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#28 добавил DDT

9 июля 2012 14:41 | Комментариев: 1288
1) В настройках VRay параметр Gamma (это в свитке VRay Color Mapping) должен быть установлен на 2,2; 2) В Customize > Preferences > Gamma and LUT > Output Пamma должна быть 1,0; 3) Когда сохраняете изображение, надо выбирать гамму 2,2 и ни в коем случае там не сохранять в jpeg. Сохраняйте в tif, bmp или еще какой-нибудь нормальный формат, а уже потом в Фотошопе можно и в jpeg.
Здесь с 9.07.2012
3 комментария
Откуда: Одесса
Репутация: 0

#29 добавил max88

9 июля 2012 17:21 | Комментариев: 3
а еще такой вопрос... я создал сцену но она весит очень много 1.7 гиг это с добавочными элементами (машины деревья и бла бла бла) без всего этого то есть мои модели 700 мб, что затрудняет существенно работу с компоновкой сцены... как можно уменьшить вес файла?
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#30 добавил DDT

11 июля 2012 16:40 | Комментариев: 1288
Если на моделях есть модификаторы, то надо их сколлапсить (Collapse). Выключить отображение текстур в окнах проекции. Также полезно работать в режиме слоев (Layers) -- на один слой добавляем одни объекты, создаем новый слой, выключая отображение первого, и в него добавляем другие объекты, и т.д. По ходу работы переключаемся между слоями.

Если деревья высокодетализированные, то делаем на основе нескольких штук прокси. Для удаленных предметов число полигонов можно и нужно сократить, применив к ним модификаторы Optimuze или Multires, а еще лучше использовать для этого плагин Polygon Cruncher.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.