Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

После долгой паузы мы вновь возвращаемся к урокам по Craft Director Studio в 3ds Max. С первой частью можно ознакомиться здесь. Вторую часть мы раздробим на две разные по своей сути подтемы, так что всего их станет четыре, зато перерыв между ними будет не таким долгим. Напомню, что в планах у нас — создать реалистичную анимацию спорткара с проездом по нескучной местности и печальным для самого автомобиля концом.

Во второй части мы освоим технику управления автомобилем в Craft Director Studio (CDS), познакомившись с несколькими способами создания его анимации, которые могут друг друга дополнять, и поиграемся с настройкой его технических характеристик.

В процессе знакомства с CDS выяснилось, что не так уж он и хорош, как пытаются уверить разработчики. Почему это не так, увидите ниже.

Приступим к работе.

1. Остановились мы на том, что выполнили риггинг машины. Его вы могли делать на примере модели автомобиля Mazda RX-8, которую я вам давал, или же на своей, абсолютно без разницы. Загружаем в 3ds Max нашу сценку.

2. Ранее созданную плоскость земли с холмами и впадинами удаляем. Вместо неё создайте большойBox[/i], на котором соорудите простенькие препятствия для испытания ходовых качеств автомобиля: это могут быть горки, ямы, лежачие полицейские, но только не трамплины, увы. Препятствия не должны быть слишком крутыми, иначе корпус автомобиля будет проходить сквозь них. Об этих и других недостатках CDR и методах обхода некоторых из них поговорим в конце данной части урока.

Для этого поступим ровно наоборот: выделяем все препятствия (они у меня красного цвета), а также голубой Box, играющий роль земли, щёлкаем по иконке команды Select and Link (Выделить и выполнить привязку), нажимаем H на клавиатуре и попадаем в окно с имеющимися в сцене объектами. Далее выделяем 4WheelerExt_01_GravityDirectionMesh[/i] и кликаем Link. Таким образом мы сделали все объекты, по которым будет ездить автомобиль, дочерними по отношению к 4WheelerExt_01_GravityDirectionMesh[/i], а он стал их родителем. Чтобы это было нагляднее, выберите в меню окна Select From Scene (появляется по нажатию H[/i]) Display > Display Children (Отображение > Отображать дочерние объекты).

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

3. Чтобы разгрузить окна проекций и видеокарту, можно скрыть высокополигональную модель авто, оставив только "скелет" [i]4WheelerExt[/i] из CDS. Для этого вызываем главное окно этой системы (командная панель > Utilities > Craft Director Studio Util) и кликаем по иконке, обведенной на скриншоте рамкой зелёного цвета. А когда понадобится визуализировать автомобиль, просто ещё раз кликните по той иконке для включения показа всей геометрии.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

4. В первой части мы привязывали стрелку гравитации [i]GravityDirectionMesh[/i] к плоскости земли, чтобы машина "поняла", по какой поверхности ей нужно ездить. Но что делать в нашем случае, когда у нас кроме земли имеются ещё и отдельные объекты-препятствия, которые автомобиль тоже должен учитывать при езде? Для этого достаточно просто выполнить привязку "гравитации" к нужным объектам.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

5. В прошлый раз для управления спорткаром использовалась клавиатура. Более эффективен джойстик (правильнее будет называть его геймпадом) с аналоговыми стиками. Если у вас такой есть, то замечательно. Если же такового нет, остаётся клавиатура. В окне Craft Director Studio кликните по иконке с геймпадом.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Нажимая кнопку Detect (Определить) по очереди напротив каждой команды, кроме нескольких ненужных (об этом чуть ниже), задаем этой команде соответствующее управление на геймпаде нажатием кнопки на нём или поворачиванием аналогового стика. Ниже описаны интересующие нас команды управления четырёхколесным транспортным средством (ТС).


Команды управления в Craft Director Studio

Gas Pedal (Forw/Backw) — Педаль газа (Вперёд/Назад)

Увеличивает скорость ТС вперёд или назад. На моём геймпаде я повернул левый аналоговый стик вверх для задания ему акселерации вперёд. Craft Director Studio автоматически присвоит левому стику команду заднего хода при его повороте вниз.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Steering Wheel (Right/Left) — Рулевое колесо (Вправо/Влево)

Осуществляет поворот ТС вправо/влево. Для задания поворота влево на геймпаде я повернул левый аналоговый стик влево. Программа сама догадается, что для поворота направо будет обрабатываться поворот стика вправо.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Booster — Турбоускоритель

Что-то вроде нитро-ускорителя для развития бешеной скорости. Если передержать кнопку, ТС взлетит и улетит далеко-далеко. Здесь и далее назначайте кнопки на геймпаде, как вам удобно.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

ABS Brake — Тормоз с антиблокировочной системой

ТС будет тормозить без блокировки колёс сколько это возможно до тех пор, пока не остановится. Если используется дискретный источник ввода, т.е. кнопка, а не аналоговый, то торможение осуществляется со всей силой. Если же задействуется аналоговый ввод посредством стика, то можно контролировать степень торможения.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Skidding — Занос на повороте

Используется для симуляции заноса ТС. При этом задние колёса теряют сцепление с поверхностью.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Skid Brake — Торможение с заносом

Блокируются все колеса и ТС тормозит до полной остановки. Может использоваться для симуляции езды по льду.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Gravel Shake Amplitude — Амплитуда вибраций при езде по гравию

Симуляция езды по дороге, усыпанной гравием. Если вас это интересует, назначьте кнопку.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Burnout — Пробуксовка шин

Прокручивание задних колёс с имитацией пробуксовки. Дым из-под колёс не прилагается, его придётся симулировать самому.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

External Force — Внешняя сила

Пригодится, если нужно сымитировать автомобиль-лоурайдер или загрузку авто чем-то тяжелым. Этим я решил не баловаться.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Три базовые камеры Craft Director Studio

6. В момент создания "скелета" 4WheelerExt[/i] DriverCam[/i], FollowCam[/i] и TopViewCam[/i]. Первая представляет собой вид из кабины, как если бы мы смотрели на дорогу глазами водителя. Вторая — вид сзади машины, а третья — вид на машину сверху. Опробуйте каждую из этих камер, ведь все они могут пригодиться. Более подробно о камерах и управлении ими см. в следующей части урока.[/i]

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Первый способ симуляции

7. Я установил вид из [i]FollowCam[/i]. Нажимаем кнопку Record (Запись) и поехали! Попробуйте проехаться по препятствиям, выполнить ускорение, пробуксовку, заносы и пр. Вдоволь накатавшись, кликните мышкой по кнопке Stop на главном диалоговом окне Craft Director Studio для завершения симуляции езды. Воспроизвести анимацию можно стандартными средствами 3ds Max, нажав кнопку Play Animation.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

8. Но полученные ключи анимации нельзя просто так отредактировать или вообще что-то с ними сделать. Чтобы это стало возможно, выделите по очереди каждое колесо в [i]4WheelerExt[/i], перейдите на командной панели во вкладку Motion (Движение) и кликните по кнопке Convert to PRS controller (Контроллер преобразования в PRS).

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

9. Если вам кажется, что машина движется слишком быстро и вы не успеваете вовремя среагировать, можно включить слоу-моушн. Запись симуляции в этом случае будет происходить замедленно, давая время на манёвры, но при воспроизведении скорость останется нормальной. Настроить это можно в главном диалоговом окне системы. Напротив Slow-motion factor (Коэффициент замедления) по умолчанию установлено [i]1[/i]. Изменив это значение на [i]2[/i] или [i]3[/i], запись станет проводиться в [i]два [/i]или [i]три [/i]раза медленнее, и т.д. Не забудьте вернуть [i]единицу[/i], когда закончите.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

10. Ещё одним полезным свойством CDS является возможность заново проехаться с того места, где вы допустили оплошность, без необходимости проезжать всё с самого начала. Для этого переместите слайдер анимации в нужный кадр, с которого вы хотите изменить анимацию, нажмите Record и езжайте с этого места заново. Снова дрогнула рука и поехали не так и не туда? Не останавливая процесс записи, просто нажмите клавишу [i]Backspace [/i]на клавиатуре, и вы получите новый шанс.


Второй способ симуляции

11. Теперь рассмотрим второй способ езды, на этот раз — по заданному пути. Нарисуйте сплайном желаемый путь, по которому будет следовать автомобиль. Здесь я выбрал сплайн типа NURBS Curve (Кривая неоднородного рационального В-сплайна), но вы можете применить обычный с плавными вершинами.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

12. На самом деле машинка никуда по сплайну просто так не поедет, и к сплайновому пути мы привяжем не её, а специальный вспомогательный объект — цель [i]TargetMesh[/i]. Но прежде необходимо включить режим следования за этим объектом.

13. Кликните по иконке с изображением гаечного ключа. В открывшемся окне Configuration (Конфигурация) выделите в левой колонке графу Autonomous Mode Properties (Параметры автономного режима) и поставьте галочку напротив Autonomous Mode. Закройте окно.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

14. Управляющая цель [i]TargetMesh[/i] выделена на следующем скриншоте. При запуске симуляции перемещаем [i]TargetMesh[/i] по сцене куда нам угодно, а машина уже будет следовать за целью, выполняя все манёвры сама.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

15. Выполним привязку цели [i]TargetMesh[/i] к сплайновому пути NURBS Curve. Для этого выберем из верхнего меню Animation > Constraints > Path Constraint (Анимация > Ограничители > Ограничитель пути).

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

16. Затем укажите курсором мыши сплайн, который будет использоваться в качестве пути.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

17. Жмём Record и смотрим, что получилось.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

18. Чтобы замедлить или ускорить движение цели вдоль сплайна, а вместе с ним и автомобиля (до его максимальной скорости), можно поступить следующим образом. Выбираем саму цель, затем выделяем все её ключи анимации на трек-баре и нажимаем кнопку Time Configuration (Конфигурация времени). В одноимённом окне жмём кнопку Re-scale Time (Перемасштабировать время) и в зависимости от того, хотим ли мы ускорить анимацию или замедлить её, вводим в поле Frame (Кадр) либо меньшее значение, чем есть, либо большее. После этого нужно будет заново пересчитать анимацию, перейдя в окно Craft Director Studio и нажав там Record.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Третий способ симуляции (комбинированный)

19. Два первых способа анимации авто можно совместить. Просто делаем всё то же самое, что написано во втором способе про анимацию по сплайновому пути, берём в руки геймпад, запускаем просчёт симуляции и, пока автомобиль едет сам по себе, одновременно с этим управляем им с геймпада. Например, можно крутить руль вправо/влево, заставляя автомобиль вилять, пока он движется вдоль сплайна.

Основные параметры автомобиля в Craft Director Studio

20. Рассмотрим основные параметры, влияющие на поведение автомобиля. Кликните по "гаечному ключу" для запуска диалогового окна Configuration. Сразу выделим в левой колонке Gauges (read only) (Шаблоны настроек (только чтение)). Если помните, в прошлой части в раскрывающемся списке Current Profile (Текущий профиль) мы выбрали профиль Sports Car (Спортивный автомобиль). Так вот, здесь есть один нюанс: по логике вещей, за максимальную скорость без учета турбоускорения должен отвечать параметр World Space Maximum Velocity Gauge (Мировой максимальный указатель скорости). Но это совершенно не так: что бы вы туда не вводили, значение всегда будет сбрасываться на другое, меньшее.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

21. Но как тогда регулировать максимальную скорость? Способ есть. Заходим в настройки Input Property Parameters (Параметры свойств ввода) и изменяем там значение параметра Gas Pedal (Forw/Backw) Maximum (Максимальное значение акселерации). Чем выше значение, тем более высокую скорость сможет развить автомобиль.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

22. Зайдём также в Suspension Properties (Параметры подвески) и отрегулируем жёсткость подвески. За это отвечают параметры Front Stiffness (Жёсткость спереди) и Back Stifness (Жёсткость сзади). Выше значение — выше жёсткость. Настройте на свой вкус. Остальные параметры довольно специфичны, попробуйте их на досуге.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

23. Чтобы увидеть, как эти изменения отразятся на автомобиле, заново записывать симуляцию не понадобится. Достаточно нажать кнопку Resimulate (Повторная симуляция), поставив на всякий случай галочку Resimulate from first frame (Ресимулировать с первого кадра). Процесс этот много времени не займёт.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

Частые проблемы с Craft Director Studio

24. Иногда на просчитанной анимации возникает глюк, выглядящий так, будто машина спотыкается о некий барьер, которого на самом деле нет. Можно попытаться это вылечить следующим образом. Заходим в Time Configuration, в поле Frame Rate (Частота кадров) переключаемся на Custom (Пользовательская) и вводим в FPS (Кол-во кадров в секунду) высокое значение: [i]от 100 до 300[/i]. После этого проезжаем на машинке снова и меняем частоту кадров обратно на ту, что была.

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

<25. Если совет выше не помог, тогда всё так же делаем Frame Rate высоким, открываем диалоговое окно Configuration системы CDS и переходим в Ray Cast Properties (Отслеживание лучей). Каждое колесо испускает некоторое число лучей для определения наличия поверхности под ним. По умолчанию это число может оказаться слишком низким для корректной работы, поэтому вводим в поле Ray Multiplier (Множитель лучей) более высокую величину. Немаловажен тут и параметр Degrees Per Ray (Угол испускания лучей), сюда можно ввести значение считывания угла соприкосновения колёс с поверхностью. Если при преодолении более-менее крутых препятствий возникают проблемы, увеличивайте градус. [i]Допустимый максимум — 89 градусов.[/i]

Техника управления автомобилем в Craft Director Studio

26. А вот дальше пойдут сплошные огорчения. Если вы задумали устроить прыжки на автомобиле с трамплина, то забудьте об этом. Ничего не получится, увы. Craft Director Studio подходит для симуляции спокойной езды на авто по относительно ровной поверхности, скажем, для визуализации экстерьеров. О том, что он физически не способен симулировать экшн-езду, производитель умалчивает. Вот такой вот неприятный сюрприз.

27. Также штатными средствами ничего нельзя поделать с отсутствием в CDS физики как таковой, вследствие чего при не таком уж и крутом подъёме или спуске геометрия препятствия будет проходить сквозь кузов автомобиля. Поэтому нужно за этим внимательно следить и если видно, что модель пересекается с другими поверхностями, делайте подъём/спуск менее крутым.

28. Ранее уже упоминалось, но повторю ещё раз, что не стоит слишком разгоняться на турбоускорении — рискуете улететь в неизвестном направлении. Это тоже одна из загадок CDS.

В следующей части рассмотрим работу со специальными камерами Craft Director Studio.


Другие материалы:

Здесь с 17.09.2012
81 комментарий
Откуда: Украина, Луганск
Репутация: 0

    

#1 добавил Nikolya

12 ноября 2013 17:04 | Комментариев: 81
Спасибо за урок, сейчас буду делать машину, а затем выполню два классных урока) а затем и третий)
Здесь с 16.12.2013
26 комментариев
Откуда: Беларусь
Репутация: 0

 

#2 добавил Pavel_Dev

17 декабря 2013 22:26 | Комментариев: 26
когда продолжение this
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#3 добавил DDT

17 декабря 2013 22:28 | Комментариев: 1288
На этих выходных. На прошлых выходных у меня в семье случилось больше несчастье, было не до этого..
Здесь с 16.12.2013
26 комментариев
Откуда: Беларусь
Репутация: 0

 

#4 добавил Pavel_Dev

22 декабря 2013 19:54 | Комментариев: 26
автор ну где обещанный урок )
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#5 добавил DDT

23 декабря 2013 00:03 | Комментариев: 1288
Как и обещано -- на этих выходных. У меня ещё 2 часа выходных осталось :)
Здесь с 3.03.2014
3 комментария
Откуда: Смоленск
Репутация: 0

#6 добавил Zigizzz

27 июня 2014 03:18 | Комментариев: 3
Привет, рисую ролик в крафте, нужен дрифтовый занос это реальная задача для этого плагина просто пока ни джостиком ни клавой не могу сделать ни чего похожего (
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#7 добавил DDT

28 июня 2014 00:27 | Комментариев: 1288
Привет. Команду skidding пробовал?
Здесь с 3.03.2014
3 комментария
Откуда: Смоленск
Репутация: 0

#8 добавил Zigizzz

29 июня 2014 03:39 | Комментариев: 3
и скидинг и скидинг брейк дело в том что нужен постоянный занос тоесть дрифт в определеном месте ...
Здесь с 21.01.2010
1288 комментариев
Откуда: Earth
Репутация: 9

#9 добавил DDT

30 июня 2014 22:26 | Комментариев: 1288
Значит, надо лезть в General parameters и настраивать:

Skidding Offset Value
This value is added to the input device value for 'Skidding' as an offset.

Skidding Release Value (Lateral Vel Rel)
When the car reaches this sideway velocity during a turn the car will automatically generate a 'Skidding' input device signal.

Skidding Release Response Factor
Determines how fast the car will stop skidding.

Skid Brake Stop Factor
Determines how fast the car should come to a stop when the skid break is released.


и в Input property parameters:

Skidding Response Factor
Response time for the vehicle to begin skidding.

Skidding Maximum
The maximum value for a skid.

Skid Brake Response Factor
Affects how much friction the vehicle has during the time the Skid brake button is used.


Ещё можно добиться эффекта езды по льду, если часто нажимать skid brake.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.